ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И В СМЕЖНЫХ С НЕЙ ОБЛАСТЯХ.
Гибадуллина В.И.
Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды, Екатеринбург, Россия
ogkn-ufo@mail.ru
1. О необходимости получения лицензии для мониторинга состояния поверхностных вод на территории Российской Федерации
Объектами государственного мониторинга являются атмосферный воздух, почвы, поверхностные воды водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), озоновый слой атмосферы, ионосфера и околоземное космическое пространство (пункт 2 Положения о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 № 477).
Государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
При формировании государственной системы наблюдений учитываются локальные системы наблюдений. Локальные системы – это наблюдения в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов.
В рамках темы нашего Круглого стола остановимся на мониторинге состояния поверхностных вод водных объектов.
К мониторингу состояния и загрязнения окружающей среды относятся долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, её загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, её загрязнения (статья 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 113–ФЗ «О гидрометеорологической службе»).
Определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) водных объектов является деятельностью в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), которая подлежит лицензированию (Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Субъекты хозяйственной и иной деятельности в рамках производственного экологического контроля осуществляют производственный экологический мониторинг, представляющий собой мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды (ГОСТ Р 56059 - 2014).
Организация и функционирование ведомственной наблюдательной сети и локальных сетей осуществляется с соблюдением основных принципов деятельности гидрометслужбы: репрезентативности пунктов наблюдений, единства и сопоставимости методов наблюдений, обработки и обобщения результатов наблюдений, обеспечения достоверности получаемых результатов наблюдений.
Эколого-аналитические измерения входят в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений и государственного регулирования в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, что определяет необходимость соблюдения установленных требований системы обеспечения единства измерений в соответствии с ГОСТ Р 8.589-2001 и требованиями в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.
Эколого-аналитические измерения могут проводить только собственные или привлекаемые лаборатории, аккредитованные на проведение необходимых измерений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и имеющие лицензию Росгидромета на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.
Нарушения требований, установленных Росгидрометом при проведении работ по определению уровней загрязнения (в том числе - мониторингу загрязнения) окружающей среды, могут привести к нарушению обязательных требований, получению недостоверной и/или несопоставимой информации о состоянии загрязнения окружающей среды, противоречивой информационной продукции, что является нарушением статей 4; 5; 10 Федерального закона «О гидрометеорологической службе». В случае получения несопоставимой и/или недостоверной информации о загрязнении окружающей среды эти данные не могут быть переданы в Единый государственный фонд данных, и включены в официальные издания Росгидромета.
Следует также отметить, что для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в собственности, владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) и ее территориальных органов, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет), ее территориальных органов и подведомственных организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический надзор разработан Порядок проведения собственниками объектов размещения объектов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденный приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1030.
Также обращаем внимание, что разработка величин нормативов допустимых сбросов (НДС) осуществляется как непосредственно заинтересованным водопользователем, так и по его поручению организацией, у которой в области утвержденной аккредитации предусмотрено выполнение работ по установлению НДС. Рассмотрение и согласование проектов НДС выполняется Департаментами Росгидромета в целях проверки корректности расчета и использования гидрологических, гидродинамических и гидрохимических характеристик водного объекта. При оценке достоверности используемой для установления НДС информации рекомендуется привлекать результаты систематических гидрологических, гидродинамических и гидрохимических наблюдений, полученные сетевыми подразделениями Росгидромета. Для расчета разбавления сточных вод использовать гидрологические характеристики водного объекта, полученные организацией, имеющей лицензию Росгидромета на проведение гидрологических наблюдений. Данные об условных фоновых концентрациях загрязняющего вещества в воде водного объекта, а также гидрометеорологическая информация выдается в управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды или в организациях, имеющих лицензию Росгидромета (в части получения и предоставления данной информации).
2. Совершенствование законодательной и нормативной базы в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях
В целях реализации механизма «Регуляторной гильотины», утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым от 29 мая 2019 года № 4714п-П36 с 1 января 2021 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2020 № 1168 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, лицензионному контролю за деятельностью в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий …)» признаны утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации и акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий:
- по государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации,
- лицензионному контролю за деятельностью в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства),
- лицензионному контролю за работами по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления.
При проведении наблюдений за загрязнением окружающей среды (атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, почв) необходимо учитывать, что все работы по определению уровней загрязнения окружающей среды должны проводиться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях и нормативных документов (НД) Росгидромета в рамках соответствующей лицензии.
Обращаем Ваше внимание, что:
1. С 01.11.2020 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
2. С 01.07.2021 вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Отменены:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 1999 г. N 1410 "О создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 128 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1216 "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления".
4. Приказ Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 21 января 2000 г. N 13 "Об утверждении Положения о порядке организации, учета и функционирования ведомственной наблюдательной сети" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2000 г., регистрационный N 2141).
С 1 января 2021 года вступили в силу:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1845 «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)».
2. Приказ Минприроды от 30.07.2020 № 509 «Об утверждении порядка предоставления юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и физическими лицами, осуществляющими сбор информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, в Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды указанной информации, а также информации о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают и (или) могут оказать негативное воздействие на окружающую среду».
3. Приказ Минприроды от 30.07.2020 № 510 «Об утверждении состава и структуры документированной информации о состоянии окружающей среды и её загрязнении, порядка её комплектования, учета, хранения и использования, а также порядка создания и ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, её загрязнении».
4. Приказ Минприроды от 30.07.2020 № 523 «Об утверждении требований к сбору, обработке, хранению и распространению информации о состоянии окружающей среды и её загрязнении, а также к получению информационной продукции».
5. Приказ Минприроды от 30.07.2020 № 524 «Об утверждении требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, её загрязнением».
ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И В СМЕЖНЫХ С НЕЙ ОБЛАСТЯХ.
Применение новых нормативно-правовых документов, устанавливающих санитарно-гигиенические требования к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, зонам санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов
-
- Сообщения: 5
- Зарегистрирован: 17 май 2021, 09:22
Вернуться в «Применение новых нормативно-правовых документов»
Перейти
- НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
- ↳ Государственный мониторинг водных объектов: современное состояние, полнота и недостатки информации по отдельным направлениям, возможности практического использования накопленных данных.
- ↳ Государственный водный реестр: закрытый характер, недостаток структуры, несоответствие фактической ситуации, проблемы обновления и внесения новых водных объектов, пути модернизации и повышения роли, возможности для открытого доступа
- ↳ Оценка и регламентирование антропогенного воздействия на водные объекты
- ↳ Использование ГИС-технологий и моделирования в различных аспектах водного хозяйства
- ↳ Вопросы разработки и актуализации правил использования водохранилищ на современном этапе
- ↳ Расчет ущерба водным объектам: недостатки действующей методики и пути совершенствования
- ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОГО ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ВОДЫ, ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
- ↳ Применение новых нормативно-правовых документов
- ↳ Предварительные итоги реализации федерального проекта «Чистая вода» в Свердловской области
- ↳ Оценка состояния объектов водоснабжения и повышение качества питьевой воды для населения посредством модернизации системы водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки
- ↳ Проблемы управления рисками от воздействия воды для здоровья населения в Свердловской области и в пределах Уральского федерального округа, в связи с загрязнением окружающей среды и изменением климата
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
- ↳ Обеспечение безопасности ГТС в условиях современных вызовов
- ↳ Вступление в силу новых и применение действующих документов в области безопасности гидротехнических сооружений
- ↳ Вопросы координации и взаимодействия между органами исполнительной власти субъектов в вопросах, касающихся утверждения и согласования документации в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений
- ↳ Выработка предложений по реализации мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод
- ↳ Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Уральского федерального округа
- ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СИСТЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ
- ↳ Инновационные технологии систем производственного водоснабжения
- РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
- ↳ Методическое обеспечение экологической безопасности водных объектов
- ↳ Развитие методических подходов экологического нормирования состояния водных объектов
- ↳ Методические подходы и принципы регламентации антропогенных воздействий на водные объекты
- ↳ Сопряжение и гармонизации технологий регламентаций антропогенных воздействий на водные объекты с системой их мониторинга
- ↳ Учет региональных, естественных гидрохимических особенностей конкретных водных объектов при регламентации техногенных воздействий
- ОБНОВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ РАЗРАБОТКИ И КОРРЕКТИРОВКИ СКИОВО
- ↳ Разработка и реализация СКИОВО: проблемы и решения
- ↳ Нормативно-правовой статус СКИОВО
- ↳ Водохозяйственные балансы, лимиты и квоты: как считать? как использовать?
- ↳ Перечень мероприятий СКИОВО: принципы формирования и порядок реализации
- ↳ Проект новой редакции Методических указаний по разработке СКИОВО
- ВОСТРЕБОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
- ↳ Общий раздел
- ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ВОДНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
- ↳ Методическое обеспечение экологического образования дошкольников, младших и старших школьников в сфере охраны водной среды
- ↳ Актуальные социальные практики экологического образования в сфере охраны водной среды
- ↳ Организация исследовательской и практической деятельности обучающихся в сфере охраны водной среды
- ↳ Проектирование и реализация проектов в сфере охраны водной среды в образовательных организациях